+7 (911) 92-92-095 – офис
+7 (904) 61-77-505 – Павел Клевцов
+7 (950) 026-80-46 – Анастасия Фадеева

Не делайте из мухи слона!

7 Октября 2019

На нормативно-законодательном "ювелирном" горизонте наблюдается некоторое затишье. Затишье после пяти изменений законодательства в январе-марте 2019 года, которые потребовали обновлений Правил внутреннего контроля. Затишье перед возможной бурей (внесением изменений в законодательство по результатам оценки ФАТФ Российской анитиотмывочной системы).

Вспоминается старая карикатура: цирк; на арене клетка с тиграми; один тигр говорит другому: "Что-то публика заскучала. Развеселим? Клетка-то невысокая".
Похоже, что "заскучавших" ювелиров тоже постоянно пытаются развеселить.
То на одном, то на другом интернет-ресурсах появляются пугающие новости: то необходимо проводить проверки своих клиентов по санкционным спискам ООН аж за период с 2013 года, то в связи появлением нового раздела в личных кабинетах необходимо уделять особое внимание документальному оформлению результатов проверки клиентов (при этом предлагают за немалые деньги приобрести комплект никому не нужных и никем не проверяемых документов), то необходимо изменять ПВК в соответствии с изменениями, которые касаются организаций, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, то необходимо проводить дополнительные инструктажи в ювелирных компаниях по изменениям законодательства, которые касаются микрокредитных организаций.

Кто же так не любит ювелиров, кому выгодно постоянно держать ювелиров в страхе, нагнетая атмосферу страха?
А дело как раз в затишье. В оттоке клиентов. В кризисе, при котором ювелиры не торопятся отдавать деньги просто так. В этих условиях, чтобы показать свою "компетентность" некоторые недобросовестные участники рынка образовательных услуг начинают распространять пугающую информацию, приводят цитаты из НПА, якобы касающиеся ювелиров, вырывают из контекста нужные для себя фрагменты. Пугалки направлены именно на то, что вы испугаетесь и отдадите им свои деньги.
Страшно, аж жуть, как пел Высоцкий.

Давайте вместе перечитаем нормативные документы.
В соответствии с приказом Росфинмониторинга №203 от 03.08.2010 дополнительный инструктаж должен проводиться, в частности, при изменении действующих или вступлении в силу новых НПА РФ в области ПОД/ФТ либо при изменении ПВК (утверждении новых редакций ПВК).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №667 от 30.06.2012 Правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями НПА РФ о ПОД/ФТ не позднее месяца после даты вступления в силу указанных НПА.
Сроки проведения дополнительного инструктажа после принятия НПА и после утверждения новой редакции ПВК приказом Росфинмониторинга №203 не установлены. Поэтому вполне логично объединить эти два события и провести одно обучение по изменению ПВК в результате принятия новых НПА.
А теперь обратим внимание на письмо Росфинмониторинга от 15.02.2019 (там даны ответы на вопросы лизинговых компаний, но аналогичные вопросы есть и у других участников антиотмывочного процесса, в т.ч. у ювелиров): в ПВК должны быть учтены требования законодательства, которые непосредственно влияют на обязанности субъекта в сфере ПОД/ФТ, содержание ПВК и относятся к конкретному субъекту исполнений требований Федерального закона №115-ФЗ.
Подчёркиваю, ваши Правила внутреннего контроля – это документ, который является вторым по значимости после законодательства и который должен отражать как требования действующего законодательства, так и специфику именно вашей деятельности (а не бездумно повторять всё подряд из нормативных документов, как практикуют некоторые учебные центры, переписывая в разрабатываемые для вас правила всё законодательство). Правила – это рабочий документ, а не отписка для надзорного органа. Правила – это ВАШ внутренний закон, а не закон абстрактного юридического лица или кредитной организации.

Таким образом, ювелиры должны отражать в ПВК только те требования НПА и те изменения в НПА, которые касаются ювелиров, а не всех субъектов вообще; в ПВК ювелирной компании не должны отражаться требования к банкам или к микрокредитным организациям.
Соответственно, и обучение персонала ювелирных компаний должно касаться только тех изменений законодательства, которые касаются ювелиров, а не всех вообще. Какое дело продавцу ювелирного магазина до требований, которые предъявляются к микрокредитным организациям? Как ювелир сможет использовать знания НПА, регулирующих деятельность микрокредитных организаций, в своей работе по изготовлению ювелирных изделий? Многие ювелиры даже не поймут, о чем идет речь в этих изменениях.

Уважаемые члены ювелирного сообщества, прочитав какую-нибудь пугающую новость, не поддавайтесь панике. Умные люди и глупцы имеют одинаковый доступ к Интернету, почти равные возможности показать себя. Глупцы обычно кричат громче и настойчивее, чем обременённые мудростью и опытом. Поэтому глупость и торжествует. Глупость – не черта характера, это выбор. Как говорится, пусть пишут, дабы дурь каждого видна была.
А вы зрите в корень. И обращайтесь к первоисточникам, читайте документы целиком и сопоставляйте с другими документами, применяйте элементарную логику и делайте правильные мудрые выводы.