В последнее время участились звонки обеспокоенных клиентов по поводу изменений в законодательстве "О персональных данных" и "О защите прав потребителей".
Кто-то где-то что-то услышал, передал как по испорченному телефону. Иногда настроения просто панические: нужно где-то регистрироваться, нельзя отказать клиенту в продаже, если клиент не хочет давать паспорт.
Как всегда, давайте разбираться, обращаясь к первоисточникам.
Федеральный закон от 14.07.2022 №266-ФЗ внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Федеральные законы "О персональных данных" и "О защите прав потребителей".
Да, изменения в некоторых случаях существенные. Однако для ювелиров, которые обрабатывают персональные данные клиентов - физических лиц (розничных покупателей, клиентов скупки) в соответствии с требованиями 115-ФЗ, НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ.
По-прежнему, обработка персональных данных допускается в случае, когда она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (статья 6 Федерального закона "О персональных данных"). Это означает, что если вы обрабатываете персональные данные в соответствии с требованиями 115-ФЗ, то имеете на это полное право, согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных вообще не требуется.
В соответствии со статьей 14 закона "О персональных данных", субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных.
Однако, право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
В соответствии со статьей 22 закона "О персональных данных" Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Но это требование появилось не 1 сентября 2022 года, оно было с самого начала действия закона (с 2006 года).
Интересное письмо опубликовал Роскомнадзор 06.09.2022 (№08-80975) по этому поводу.
(Выписка) В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
В случае осуществления вами деятельности по обработке персональных данных, полагаем, вам надлежит направить уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (далее - Уведомление) в территориальное управление Роскомнадзора по месту нахождения юридического лица в соответствии с учредительными документами и свидетельством о постановке юридического лица на учет в налоговом органе.
Необходимо отметить, что Федеральным законом предельный срок уведомления Роскомнадзора об обработке персональных данных не определен, в связи с чем 01.09.2022 не может рассматриваться как контрольная дата обязательного предоставления уведомления в Роскомнадзор.
Необходимо отметить, что при подаче Уведомления, указание оператором даты начала обработки персональных данных, не совпадающей с датой государственной регистрации оператора, а также началом осуществления любого действия, совершаемого с персональными данными, не будет противоречить Закону. (Конец выписки)
Так что выводы делайте сами.
Теперь по Закону "О защите прав потребителей".
Паника поднялась в связи с появлением вот такого пункта: "Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные".
Ювелиры начали волноваться, как теперь исполнять требования 115-ФЗ по идентификации клиентов. Ответ – так же, как и раньше. Ничего не изменилось, т.к. появившееся требование имеет продолжение: "за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации".
При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, Продавец предоставляет информацию потребителю (в устной или письменной форме).
Напоминаю, что в соответствии с требованиями 115-ФЗ с 1 сентября 2021 года вы ОБЯЗАНЫ ОТКАЗАТЬ в продаже или скупке, если клиент не представил документы, необходимые для идентификации.
Как видите, никакого ужесточения для ювелиров по факту нет.