+7 911 92-92-095 – офис
+7 904 61-77-505 – Павел Клевцов
+7 950 026-80-46 – Анастасия Фадеева

Правила внутреннего контроля это рабочий документ для ваших сотрудников, а не отписка для проверяющих

16 апреля 2020

Дополнение к статье - Важная информация по обновлению Правил для ювелиров

12.03.2020 внесены изменения в 115-ФЗ.

  Перечень операций, подлежащих обязательному контролю, дополнен операцией по получению денежных средств в виде платы за участие в азартных играх. При этом дополнился и перечень организаций, на которые распространяются требования Закона, организаторами лотерей. Совершенно логично, что мониторить операции по получению выигрышей должны организаторы лотерей.
Напомню, точно так же в 2003 году появились в Законе дополнения по операциям – купля-продажа драгоценных металлов и т.п., и дополнился перечень организаций – теми, кто эти операции совершает. Логично, что мониторить операции с ДМ должны организации, совершающие операции с этими ДМ.

Однако, есть мнение, что в ПВК нужно перечислять все десятки операций, подлежащих контролю, которые приведены в 115-ФЗ. При этом ссылаются на некое письмо Росфинмониторинга от 05.05.2016, в котором описываются ошибки в ПВК организаций, подконтрольных Росфинмониторингу.

В самом Законе 115-ФЗ отсутствуют прямые требования перечислять в правилах внутреннего контроля все операции, подлежащие обязательному контролю. Отсутствует это требование и в Постановлении Правительства №667 (требования к ПВК).

На сайте Росфинмониторинга указанное сообщение от 05.05.2016 отсутствует, есть только сообщение "О размещении информации в Личных кабинетах на портале Росфинмониторинга организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу заполнивших вопросник «Проверь свой риск».
Сообщение, которое пришло в личные кабинеты 05.05.2016, не содержит в своем названии ни даты, ни номера, ни названия органа, т.е. не может рассматриваться как нормальный официальный документ. Вот, как оно выглядит:


Информационное сообщение от _______2016 г. № ____



Нормальные же сообщения выглядят, например, так:

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
Федеральной службы по финансовому мониторингу
от 29.12.2018



Сообщение от 05.05.2016 отсутствует в правовых базах данных (типа Консультант плюс). Поэтому организации, которые открыли личные кабинеты после 05.05.2016 (большинство ювелирных компаний открыли личные кабинеты намного позже), вообще никоим образом не могут знать об этом сообщении.

  Зато они получили более позднее Информационное письмо Росфинмониторинга от 15.02.2019, которое говорит совершенно другое:
В ПВК должны быть учтены требования законодательства, которые непосредственно влияют на обязанности субъекта в сфере ПОД/ФТ, содержание ПВК и относятся к конкретному субъекту исполнений требований Федерального закона N 115-ФЗ.

Если кто-то скажет, что Информационные письма и сообщения Росфинмониторинга не являются нормативными правовыми документами, будет совершенно прав. Об этом же говорит сам Росфинмониторинг (в письме от 15.02.2019).
И это может одинаково относиться к обоим письмам.

Так что, рекомендация 2016 года – указывать в ПВК абсолютно все перечисленные в Законе операции – перекрывается более поздней рекомендацией – в ПВК должны быть учтены требования законодательства, которые непосредственно влияют на обязанности субъекта и относятся к конкретному субъекту исполнений требований Федерального закона N 115-ФЗ.

Опять же, если кто-то скажет, что письмо от 15.02.2019 дает разъяснения для лизинговых компаний, то ведь и сообщение от 05.05.2016 рассказывает об ошибках организаций, поднадзорных Росфинмониторингу. Т.е. можно либо говорить, что оба письма вообще не относятся к ювелирам, либо признавать, что ювелиры тоже могут пользоваться рекомендациями обоих писем. Тогда смотрите предыдущий абзац: более позднее письмо перекрывает раннее.

Дополнительно отмечу, что представители Росфинмониторинга (в ходе проверок) отрицательно относятся к тем организациям, которые, например, шлют отчеты чаще, чем раз в три месяца; отправляют сообщения по операциям на суммы, меньшие, чем 600 т.р.; отправляют сообщения по любым операциям, даже по тем, которые не подлежат обязательному контролю. Если раньше можно было сказать, что "чрезмерный контроль не означает отсутствия контроля", то сейчас вывод делается однозначный – внутренний контроль отсутствует. Аналогично и по ПВК: отражение в ПВК абсолютно всех операций, перечисленных в Законе, может означать только одно – в ПВК не учтена специфика конкретной организации, а внутренний контроль не организован.

Кстати, ЦБ РФ в своих указаниях по ПВК для некредитных организаций точно так же говорит о необходимости учитывать особенности деятельности (проводимых операций). Неоднократные проверки ломбардов представителями ЦБ не выявили никаких замечаний по ПВК тех ломбардов, которые в перечне подлежащих обязательному контролю операций указывали только помещение драгоценных металлов в ломбард и куплю-продажу драгоценных металлов. Никаких замечаний! Потому что учтена специфика деятельности!

Правила внутреннего контроля должны быть рабочим документом для ваших сотрудников, а не отпиской для проверяющих.

И напоследок напомню одну из самых главных особенностей ювелирной отрасли применительно к финмониторингу: ювелиры должны контролировать не операции своих клиентов (как это делают банки), а СОБСТВЕННЫЕ операции со своими контрагентами. Поэтому таких операций, как зачисление денег на счет клиента или выплата клиенту выигрыша по лотерее, у ювелиров просто быть не может.

В.Ю. Порошин – Эксперт консультационного центра «ДРАГМЕТКОНСАЛТ»